Пятница, 29.03.2024, 09:15
Евгений Чижов
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Лев Данилкин, "Афиша"

Городской авантюрный роман

Писатель Чижов сочинил в свое время «Темное прошлое человека будущего» — искрящуюся холодным бенгальским огнем фантасмагорию с «секретным метро», с замечательной сценой в «Останкино» в октябре 1993-го; это была неброская, вроде бы «никакая», но на самом деле тщательно отшлифованная, бесшовная артистическая проза; незабываемая. Даже задним числом, когда есть с чем сравнивать, «Темное прошлое» кажется лучшим романом про начало 90-х; пожалуй, если вспоминать, кто из литературных героев идеально персонифицирует Смуту, это будет Некрич: мошенник, паяц, мессия и черт из табакерки одновременно. Этот Некрич работал машинистом сцены в Большом театре, был даже больше чем актером — «деус экс махина». Новый роман Чижова (важное событие; это очень редко пишущий писатель) тоже «театральный», театр в нем — важный код; но штука в том, что время сменилось — и поменялся и сам тип театральности, и место спектакля в обществе.

Если первая половина 90-х была тотальным театром, где все с энтузиазмом — поначалу — играли не свойственные им в жизни роли, то теперь «театральное» по-прежнему осталось, но всего лишь в виде островков; «театр» существует, но на периферии, о нем можно не знать и в нем не участвовать. Можно; но иногда наступает что-то вроде помрачения. Роман — про странное приключение в жизни ничем не примечательного существа, «человека без свойств». Андрей по прозвищу Струна — 35-летний мужчина, лишившийся каких-либо социальных характеристик: после того как от него ушли жена с сыном, не понимая, во что ему вкладывать силы, он устраивается на первую попавшуюся работу — продавцом в комиссионном магазине.

Однажды в его жизни появляется «фам-фаталь» — подруга бандита Ольга. Завороженный ею, Струна готов почти на все; он соглашается сбывать краденое. Вечерами он посещает притон: бандиты очень колоритные, как театральные разбойники. Здесь есть и — «вторая линия» в романе — настоящий театр: гениальный, но никому не нужный режиссер ставит в подвале «Макбета» — пьесу, по театральному предрассудку вызывающую несчастья, ураганы, землетрясения; Ольга получает еще и роль леди Макбет.

Струна, человек-без-свойств, вечный сбоку припека, оказывается едва ли не на сцене: буквально рядом с ним происходит предательство, убийство, поджог — страсти шекспировские; но «Макбет» на самом деле — вокруг которого тут вроде бы все вертится — фальшивый ключ к событиям в романе, не то что «Мышеловка» в «Гамлете». Стоит чуть-чуть отойти в сторону, и становится очевидно, что все насквозь фальшивое, что все соответствия — натянутые, что «фам-фаталь» — обычная сука, а разбойники —
вульгарные болваны.

Такие времена, что даже «Макбет» потерял магическую силу — и вместо ураганов и землетрясений способен вызвать разве что пожар в комиссионке; такие времена, что Шекспир оборачивается Чеховым. «А в этой самой Африке сейчас, наверно, жарища, страшное дело!» — цитирует кое-кто реплику Астрова на последней странице; театральность снимается — и всем от этого только лучше. Время действительно сменилось; пьесы вроде «Макбета», с настоящими страстями, не могут не выглядеть нелепо в обществе, которое так устроено, что ничего от тебя не требует — но и не предлагает никакой роли. Время сделало людей чужеродными телами, заброшенными, посторонними. Этот Персонаж без Роли, само его наличие, — очень точная характеристика времени. В 90-е героем-нашего-времени был Некрич — чересчур театральный, бог из машины; в нулевые — Струна, персонаж без роли.

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024.
    Создать бесплатный сайт с uCoz