Пятница, 29.03.2024, 04:14
Евгений Чижов
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Евгений Чижов «Персонаж без роли»

25.04.2010
Издательство «Эксмо», 2009 год

Евгений Чижов родился в Москве. Закончил юридический факультет МГУ (1987), три года работал в московской адвокатуре, преимущественно по уголовным делам. В 1994-1997 годах жил в Германии. С 1997 года работает рерайтером в различных московских изданиях. Первая публикация – повесть «Бесконечный праздник» в журнале «Соло» (1997).

Написано этим автором, по современным книгоиздательским меркам, немного – всего два романа: «Темное прошлое человека без будущего» и «Персонаж без роли». Тем не менее критики очень заинтересовались творчеством Чижова. Резюме многочисленных статей можно сформулировать примерно следующим образом: очень талантливо, умно, увлекательно. Это та проза, которая пишется душой и ради души, а не для получения литературных премий или завоевания широкой читательской аудитории. С подобной неторопливой, иногда грустной, иногда саркастической интонацией разговаривают с друзьями. Наверное, поэтому даже какие-то спорные моменты в книге не вызывают отторжения – с друзьями спорят, но на них не обижаются.

Хотя, знаете, вначале мне показалось, что «Персонаж без роли» – чистейшей воды графомания. Не выношу подобных, как нескончаемая зубная боль, предложений: «Причин беспокойства при его непростых отношениях с законом, конечно, хватало, но эта тревога возникала глубже обычных неприятностей, точно, пока он спал, до него доходили отголоски от смещений в недрах земли, от движения раскаленных магм и слепых тектонических процессов, которые, достигнув рано или поздно поверхности, разорвут ее, как обветшалую тряпку, так что в образовавшийся разрыв провалится все и вся». Но, к счастью, подобных страшных километровых изысков, приправленных раскаленной магмой и тектоническими процессами, в книге немного, только вначале. А потом мы знакомимся с главным героем – Струной, 30-летним одиноким парнем. От него ушла жена, и вся жизнь Струны теперь заключается в работе. Вообще-то по образованию он историк, но вынужден работать продавцом в комиссионном магазине. Наивного, доверчивого Струну быстро прибирают к рукам члены преступной группировки, заинтересованные в «своем» человеке, помогающем сбывать краденое. Этот парень кажется покорным, все принимающим, не пытающимся протестовать. Его жизнь разваливается и пачкается, как грязью, проблемами с законом, а Струна за всем этим с любопытством наблюдает. Всякая роль для него «как бы чужая, потому что любое место, кроме места наблюдающего со стороны, всегда казалось ему чужим, доставшимся по ошибке».

«Я бы хотел такую пьесу увидеть, – говорит Струна, – где был бы персонаж без роли, который бы не знал, что ему делать и для чего он на сцене очутился. Все события, которые вокруг него происходили б, его особо не касались, в них бы он роли не играл». Что-то подобное – страшная, но завораживающая эмоциональная отстраненность персонажей – есть у Камю и Сартра. Однако Струна любопытнее и выпуклее, чем герои экзистенциалистов.

Он равнодушен к себе, но при этом умеет любить. Его любовь – как яркий красочный калейдоскоп, никогда не угадаешь, какая картинка сложится: христианская, ничего не требующая взамен нежность или чувственная страсть, в которой соединяются не только тела, но и души.

Большое место в этом в общем-то криминальном романе отводится пьесе Шекспира «Макбет», осмыслению всех ее персонажей. Впрочем, философствования вплетены так искусно, что они не тормозят сюжет, а, как ни странно, даже подчеркивают кульминационные моменты.

Окончание романа, как и начало, на мой взгляд, несколько неудачно. Из мучающегося и страдающего философа Струна превращается в ловкого малого, который лихо обманывает милицию, скрывается в отдаленной от Москвы деревеньке и даже находит новую любовь. Все это лихорадочное метание, с одной стороны, понятно: любой писатель, как правило, так влюбляется в своего персонажа, что очень хочет устроить герою простое человеческое счастье. Однако даже талантливый писатель не может совладать с плодом своего воображения, персонаж начинает жить собственной жизнью. И тот же Струна – он не персонаж без роли. Можно быстрыми штрихами нарисовать ему счастье – но только будет ли герой действительно счастлив? Предыдущая любовь Струны описана настолько ярко и мучительно, что она становится разломом, пропастью, разделяющей жизнь на до и после. Это та рана, от которой легко умереть, сложно выжить и никогда нельзя вернуться к обычной жизни…

Тем не менее, наверное, это один из самых ярких романов, которые я читала в последнее время. Рекомендую.



Ольга ТАРАСЕВИЧ

Газета "Обозреватель" http://www.oboz.by/
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024.
    Создать бесплатный сайт с uCoz